Российский авторынок: итоги 2021 года

money

|

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подвела итоги ушедшего года на российском автомобильном рынке. Продано 1 млн 667 тысяч новых легковушек и легких коммерческих машин: это на 4,3% больше, чем в карантинном 2020 году. Хотя это не полная картина: статистика АЕБ традиционно не включает ряд китайских марок, элитные бренды и дешевые узбекские Chevrolet. Но важно, что вся прибавка была накоплена еще в первой половине года, когда рост составил внушительные 37%. А во втором полугодии наш рынок начал падение: например, в октябре продажи просели на 18%, а в ноябре и декабре — на 20%. С января по июнь была реализована 871 тысяча новых машин, а с июля по декабрь — только 796 тысяч.

При этом потенциал рынка куда больше: если бы не дефицит автомобилей, результаты 2021 года оказались куда более позитивными. Нехватка же обусловлена дефицитом электронных компонентов, разрывом цепочек поставок и ростом цен на сырье (в первую очередь на сталь). Пока же ситуация на рынке благоприятна только для дилеров, которые пользуются неудовлетворенным спросом и соревнуются в жадности: чудовищные наценки за копеечное допоснащение, увы, стали нормой жизни. И самое печальное, что покупатели готовы молча доплачивать несколько сотен тысяч (а то и несколько миллионов) рублей, лишь бы заполучить вожделенный новый автомобиль.

Что касается структуры рынка, то, по данным АЕБ, 47% спроса пришлось на «внедорожники» (788 тысяч машин). Легких коммерческих автомобилей продана 131 тысяча (7,8% рынка), пикапов — 10 тысяч (0,6% рынка). А еще у официальных дилеров куплен 1001 электромобиль. Лидером рынка остается Лада, и про ее результаты мы уже рассказывали. Следом традиционно идут Kia, Hyundai и Renault, причем все три марки показали рост продаж на 2%, хотя дефицит машин коснулся и их. В премиум-сегменте на первом месте снова BMW.

Сложившейся ситуацией в полной мере воспользовались китайские компании, у которых нет проблем с поставками комплектующих. Haval нарастил спрос более чем вдвое, Chery — втрое, а Geely — на 59%. По объему продаж они уже на равных с Mitsubishi и Маздой. И хотя дилеры «китайцев» тоже не чураются наценок, в среднем они ниже, чем у корейских марок. В годовой рейтинг топ-25 самых продаваемых автомобилей не попало ни одной китайской модели, но в разные месяцы там оказывались Geely Coolray и Atlas, Haval Jolion и Chery Tiggo 7.

Увы, игроки рынка не ожидают быстрого восстановления производства и поставок: в лучшем случае это случится лишь к концу 2022 года. Поэтому прогноз АЕБ и автопроизводителей на этот год — небольшой рост продаж на 3—5%. Если, конечно, не случится новых потрясений. А более подробные итоги 2021 года с данными продаж по всем маркам и моделям мы в Авторевю опубликуем позже.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2021 году (в сравнении с 2020 годом)

Марка 2021 год, шт. 2020 год, шт. Динамика Лада 350714 343512 +2% Kia 205801 201727 +2% Hyundai 167333 163441 +2% Renault 131552 128408 +2% Toyota 97941 91598 +7% Volkswagen 91125 105785 –14% Skoda 90443 94632 –4% ГАЗ 56468 51169 +10% Nissan 51338 56352 –9% BMW 46802 42721 +10% Mercedes-Benz 44849 40491 +11% Haval 39126 17381 +125% Chery 37118 11452 +224% УАЗ 32420 36487 –11% Mazda 29177 26392 +11% Mitsubishi 27699 28153 –2% Geely 24587 15475 +59% Ford 20842 14131 +47% Lexus 19362 20586 –6% Audi 16404 15247 +8% Suzuki 9159 7961 +15% Volvo 9088 8025 +13% Peugeot 8727 4516 +93% Land Rover 6388 6411 0% Porsche 6262 5711 +10% Changan 5705 7102 –20% Subaru 5650 6240 –9% Citroen 4897 3257 +50% Genesis 4480 1286 +248% Cheryexeed/Exeed 3756 226 — FAW 3137 2692 +17% Mini 2613 2540 +3% Cadillac 2377 1424 +67% Opel 2053 581 +253% Infiniti 2034 1892 +8% Jeep 1610 1549 +4% Honda 1324 1508 –12% Fiat 1237 1309 –6% Chevrolet 1046 9380 –89% GAC 923 — — Isuzu 775 961 –19% Lifan 617 1384 –55% Dongfeng 533 942 –43% Jaguar 521 963 –46% IVECO 512 415 +23% Brilliance 110 253 –57% Hino 54 — — Zotye 51 158 –68% Foton 37 135 –73% Chrysler 2 36 –94% smart 1 56 –98% Datsun 0 14772 —

Топ-25 самых популярных легковых автомобилей в России в 2021 году (в сравнении с 2020 годом)

Модель 2021 год, шт. 2020 год, шт. Динамика Лада Веста 113698 107281 +6% Лада Гранта 111430 126112 –12% Kia Rio 82941 88064 –6% Hyundai Creta 68081 73537 –7% Hyundai Solaris 61061 49280 +24% Volkswagen Polo 46887 58455 –20% Skoda Rapid 41680 35240 +18% Renault Duster 41471 31640 +31% Лада Ларгус универсал 39541 37166 +6% Toyota RAV4 38441 36433 +6% Toyota Camry 31983 27373 +17% Renault Logan 29783 32628 –9% Volkswagen Tiguan 29232 32982 –11% Kia K5/Optima 29225 19860 +47% Лада Нива Legend 25827 29089 –11% Лада Нива Travel 25415 19824 +28% Kia Sportage 24969 28190 –11% Renault Sandero 22386 26038 –14% Лада XRAY 22107 19286 +15% Nissan Qashqai 20474 22110 –7% Mazda CX-5 19828 20033 –1% Skoda Karoq 19487 15551 +25% Nissan X-Trail 19010 20237 –6% Renault Kaptur 18889 20284 –7% Renault Arkana 18246 16814 +9%

Топ-10 самых популярных легких коммерческих автомобилей в России в 2021 году (в сравнении с 2020 годом)

Модель 2021 год, шт. 2020 год, шт. Динамика ГАЗ Газель Бизнес/Next 47032 43457 +8% Ford Transit 20840 14038 +48% УАЗ СГР (старый грузовой ряд) 11884 13074 –9% Лада Ларгус фургон 10573 11740 –10% ГАЗ Соболь 9436 7712 +22% УАЗ Профи 3819 2698 +42% Volkswagen Transporter/Caravelle 3073 1785 +72% Peugeot Traveller 2701 1705 +58% Peugeot Expert 1901 966 +97% Лада Гранта фургон 1782 1669 +7%

Источник

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ