Лить нельзя бояться: что показал лабораторный тест моторных масел известных брендов 30.08.2024Рубрика: АВТО БИЗНЕС Что лучше: масла знакомых европейских брендов, добытые подпольными путями или купленные из «остатков» в магазинах, или масла, доступные официально? Споры на эту тему обретают остроту швейной иглы, а оппоненты в пылу дискуссий готовы поливать друг друга отработкой и смотреть, что из этого выйдет. Что ж, понять можно: от масла зависит многое, а его выбор сейчас труден, как никогда. И масла европейских брендов, пропитавшие в своё время сердца многих автолюбителей, свою любовь не утратят ещё долго. И это справедливо, но при одном условии: они должны быть качественными. То есть настоящими, а с этим, как выяснилось, у нас ситуация катастрофическая. Возможно всё По данным опроса, проведенного агентством Gruzdev Analyze, доля подделок в сегменте масел и ГСМ в прошлом году составила 30%. К сожалению, эта доля растёт от года к году: на рынке появляется всё больше желающих продать под видом качественного масла какой-то недорогой продукт, который иногда стыдно назвать маслом. К сожалению, я сам столкнулся с подделкой, хотя никогда не экономил на масле. На последнем ТО я залил как бы оригинальное масло привычного бренда, отдав за него 7400 рублей вместо 3800, которые за него просили два с половиной года назад. И через пару сотен километров на приборке стала мигать лампа давления масла. Повторная замена фильтра не помогла, решили замерить давление масла манометром. На холодном моторе давление есть, а вот на горячем – есть, но ниже нормы. Прежде чем добираться до маслонасоса, рискнули залить другое масло. Взяли самое дешёвое отечественное, залили – и проблема ушла. Это было печально, потому что вместо 7400 рублей я мог отдать 4000 на одном из маркетплейсов, где продавец за эти деньги обещал оригинальное масло. Может быть, я получил бы такую же подделку, но почти в два раза дешевле. Это, конечно, грустная шутка – но хотя бы какое-то утешение. Шанс купить действительно оригинальное масло, но ввезённое окольными путями, тоже есть. Правда, он мал: гораздо выгоднее за бешеные деньги продавать что-то более дешёвое. Но всем нам хочется верить в лучшее, поэтому всё-таки попробуем купить в интернет-магазинах несколько канистр и проверить свою удачу: вдруг повезёт? Все – оригинал! Итак, мы приобрели на маркетплейсах несколько канистр масел, которые продавцы позиционируют как оригинальный товар, и отдали их в аккредитованную лабораторию МИЦ ГСМ на исследования основных параметров. Ведь если масла действительно качественные и оригинальные, они точно уложатся в допуски, соответствующие их классификации по SAE и АСЕА. А вот если они в допуски не уложатся, возникнут обоснованные вопросы к качеству, а значит, и к оригинальности. В лабораторию отправились семь новых запечатанных канистр масел: Mobil 1 FS x1 5W-40, Castrol Edge 5W-40, Total Quartz 9000 5W-40 и целых четыре канистры Shell Helix Ultra 5W-40. Все, как следует из названий, 5W-40, допуск по АСЕА – А3/В4. Сразу ответим на немой вопрос: почему целых четыре Shell? Четыре – потому что нам стало интересно, почему одно и то же масло можно купить и за две тысячи, и за четыре. Неужели всё дело в наценке продавца? Вряд ли. Ну и ещё один принципиальный вопрос: одна канистра (та, что выделяется на фоне трёх остальных серым оттенком) имела отметку «произведено в Германии». Три другие – из одной партии, и нам очень хотелось узнать, есть ли разница между ними и тем, что, как уверяет продавец, выпущено в Германии. Кстати, о допусках. Что и где мы будем проверять? Образцы отправились в независимую аккредитованную лабораторию МИЦ ГСМ, у которой огромный опыт в проведении исследований любых видов горюче-смазочных материалов. Мы ей доверяем на 100%, так что тут двух мнений быть не может. Ну а набор анализов мы выбрали следующий. Во-первых, нас интересует индекс вязкости масел, поэтому одно из исследований будет комплексным: на кинематическую вязкость при 40ºС, кинематическую вязкость при 100ºС и на индекс вязкости. Во-вторых, интересны отдельные ключевые показатели, определение которых мы заказали дополнительно. Это щелочное число TBN по методу ASTM D 2896, температура вспышки в открытом тигле, динамическая вязкость CCS при -30 градусах, динамическая вязкость MRV при -35 градусах, испаряемость по NOACK, сульфатная зольность и температура застывания по методу ASTM D 97. О чём нам скажут эти показатели и почему они важны? Щелочное число TBN помогает оценить запас щелочных присадок. А от их запаса зависят нейтрализующие способности масла. Как мы помним, у моторного масла есть три основные задачи: охлаждать, смазывать и очищать двигатель. Как раз умение масла отмывать и отражается щелочным числом, которое должно находится в пределах 5-12 мг КОН/г. Температура вспышки бывает двух типов: в открытом и закрытом тигле, но в любом случае она указывает на ту температуру, при которой пары масла смешиваются с воздухом и загораются в открытом пламени. Физический смысл данного параметра свежего масла заключается в следующем: чем выше вспышка, тем меньше в нём легко горящих фракций. То есть, чем температура вспышки выше, тем меньше должно угорать масло в процессе эксплуатации, оставляя минимальное количество высокотемпературных отложений. Динамическая вязкость CCS -30 и MRV -35 – это два взаимосвязанных параметра. Аббревиатура CCS означает Сold Сranking Simulator, то есть, это такая имитация холодного пуска двигателя. Для разных масел этот параметр оценивается при разной температуре, в нашем случае с маслами 5W-40 CCS оценивается при -30 градусах Цельсия и указывает на максимальную вязкость при отрицательной температуре. И для наших масел динамическая вязкость CCS -30 должна быть ниже 6600 мПa*c. Показатель MRV (Mini Rotary Viscometer) обозначает максимальную динамическую вязкость, при которой масло прокачается по каналам во все пары трения в момент пуска мотора. Так же, как и в случае с CCS, существуют нормы для масел 5W-40, в которые они обязаны укладываться: не более 60 000 мПa*c при -35 градусах. Все наши образцы должны строго соответствовать установленному производителем классу вязкости по SAE. Если они в нормы не уложатся, к ним неизбежно возникнут вопросы. Испаряемость по NOACK помогает предположить склонность масла к угару. Соответственно, чем этот показатель ниже, тем меньше масло будет испаряться и угорать. Норма для нашего масла – в пределах 13%, хотя предыдущие тесты показывали, что NOACK у оригинальных масел из нашей выборки обычно существенно ниже — в пределах 5-6%, а не у верхней границы. Сульфатная зольность описывает процентное содержание присадок и их состав. Как бы производителям масел иногда ни хотелось положить побольше присадок, всему есть предел: при испарении масла некоторым частицам присадок не остаётся ничего другого, как отложиться на деталях ЦПГ, что нежелательно. Поэтому процентное содержание присадок ограничено стандартами. В нашем случае с маслами А3/В4 по ACEA сульфатная зольность должна быть в пределах 1,0-1,6%. Ну и, наконец, температура застывания. Тут всё просто: это та температура, при которой масло не может течь в наклоненной пробирке. То есть, по сути, превращается в твёрдое тело. Чем эта температура ниже, тем лучше, но для масел 5W-40 она в любом случае не может быть выше -35 градусов. Если масло застынет при более высокой температуре, оно явно не соответствует указанному классу. И это тоже будет признаком некачественного или поддельного масла. Ну что, посмотрим, что у нас получилось. А что в канистрах? Все результаты для наглядности мы свели в одну таблицу. Цифры, выделенные красным цветом, обозначают параметры, которые не уложились в нормы. Не слишком ли красной получилась наша таблица? Mobil 1 5W-40 Castrol Edge 5W-40 Total Quartz 9000 5W-40 Shell Helix Ultra 5W-40 Shell Helix Ultra 5W-40 Shell Helix Ultra 5W-40 (Германия) Shell Helix Ultra 5W-40 Норма Щелочное число TBN (ASTM D 2896) 5,66 9,94 6,64 7,67 8,19 8,01 7,22 >10.0 для A3/B4 Температура вспышки о.т. 240 226 242 232 228 232 230 — Вязкость динамическая CCS -30 49 506 6040 11 080 9670 9980 16 395 9740 <6600 Вязкость динамическая MRV -35 209 056 20 190 71 031 35 043 49 180 143 471 31 393 <60 000 Испаряемость по NOACK 7,35 9,48 7,48 9,62 9,46 8,08 9,65 <13 % Зольность сульфатная 0,79 1,15 1 1 1,05 1,05 0,96 1,0-1,6 для A3/B4 Температура застывания ASTM D 97 -27 -39 -42 -39 -39 -36 -39 <-35 Вязкость кинематическая при 40ºС 73,62 72,18 77,7 63,77 92,91 97,01 62,93 — Вязкость кинематическая при 100ºС 9,05 13,11 11,62 10,17 14,13 14,33 10,13 12,5 — 16,3 cst Индекс вязкости 96 185 143 146 156 152 148 — Хуже всех показало себя масло Mobil 1, которое уложилось только в нормы испаряемости по NOACK и показало достаточно высокую температуру вспышки. Все остальные нормы образец проигнорировал, так что назвать эту жидкость моторным маслом можно только с натяжкой. В лучшем случае эта жижа будет не слишком быстро расходоваться на угар. Если, конечно, зимой получится запустить мотор, заправленный этой жидкостью, потому что уже при -27 градусах она течь перестаёт. Мы не можем утверждать категорично, что это не оригинальное масло – такое заключение со стопроцентной гарантией может дать только производитель оригинального масла после собственного исследования сомнительного образца. Поэтому формально мы не имеем права ничего утверждать. Но неформально сказать можно: это даже близко не похоже на оригинальное масло Mobil 1. Печально, но факт. На фоне всех остальных масел достойно выглядит Castrol Edge, которое слегка не дотянуло до нормы только в испытании на щелочное число TBN. Собственно, все образцы нормы по щелочному числу провалили, причем почти все – с треском. Однако образец Castrol Edge по этому параметру не уложился всего на 0,06 КОН/г. Можно сказать, в пределах погрешности. Но всё же не уложился. Может быть, даже если это и неоригинальное масло, оно не самое плохое. Впрочем, поставить ему зачёт мы всё-таки не можем: нормы по щелочному числу обязательны для всех. Total Quartz 9000 пошёл по стопам Mobil 1 и провалил почти всё подряд, но всё же уложился в нормы сульфатной зольности и температуры застывания. Тут даже комментировать нечего – это тоже очень не похоже на оригинальное масло Total, за которым таких многочисленных грехов не водилось. Ну а теперь – вишенка на торте. Не зря мы не поленились отправить на исследование сразу четыре канистры странного Shell Helix Ultra! Во всех четырёх одинаковых канистрах «оригинального», по утверждению четырёх разных продавцов, масла (даже сертификаты подлинности от маркетплейса были приложены) оказались четыре разные жидкости. Обратите внимание на номер партии и дату производства канистр золотистого оттенка: все они сделаны в России, везде указаны 2021 год и время – 17:23. Только секунды везде отличаются и выбиты чуть ниже остальной информации. И все они лишь отдалённо напоминают оригинальное масло Shell. В серой канистре масло, «произведённое в Германии», однако эту страну, вероятно, оно даже в иллюминатор самолёта никогда не видело. А ведь продавцы не просто заявляют об оригинальности этих масел, но и демонстрируют сертификаты, галочки и спецзнаки от площадки о том, что продукт оригинальный… Но нет. И самое удивительное – по итогам испытаний, проведенных МИЦ ГСМ, ни одно из этих масел не стоит заливать в мотор. Даже условно немецкое. Хотя чего тут удивительного… Тут, скорее, ожидаемо, хотя немой вопрос к продавцам все равно остается. Выводы получаются не оптимистичными: из семи образцов в нормы не уложился ни один. Во всех этих канистрах явно плещется не то, что указано на этикетках (надежды подаёт лишь Castrol Edge, который показал в целом хорошие результаты). Неужели всё так плохо? Прокомментировать результаты лабораторных исследований и ситуацию с маслами, официально покинувшими российский рынок, мы попросили Виктора Торосяна, главного технолога блендинговой площадки «Юнайтед Петрокемикалс» (UPEC), которая до весны 2022 года выпускала в том числе масла Total, Castrol и Mobil для российского рынка: Сегодня на российском рынке смазочных материалов по-прежнему можно встретить моторные масла именитых зарубежных брендов, реализуемые по схеме параллельного импорта. Помимо значительной доли подделок, есть немало оригинальных продуктов, ввезенных из стран Ближнего Востока, Азии и других государств с жарким климатом. Такие масла произведены с учётом климатических особенностей стран юга и поэтому отличаются слабыми низкотемпературными свойствами по сравнению с теми продуктами, которые были представлены на нашем рынке до 2022 года. Конечно, такие масла лучше не использовать в российском климате. Особенно это чревато в северных широтах, где столбик термометра нередко опускается ниже -20 С. Вместо этого стоит обратить внимание на официально работающих в РФ производителей: например, «Лукойл», «Синтек», «Роснефть», «Газпромнефть» и «Татнефть», а также на смазочные материалы, которые сегодня выпускаются в технопарке UPEC. Такая продукция, как правило, сохраняет не только оригинальный состав и высокие эксплуатационные свойства, но и одобрения и допуски автопроизводителей», например, как «Рольф Ультра». Что же, придётся с этим согласиться. Ну а по поводу масел ушедших брендов вспомним, с чего начинали: «Лить нельзя бояться». Запятую ставьте сами. Источник